Усовершенствованные методы Англии 80-х первым использовал Клопп и его современники, такие как Роджер Шмидт. Сегодня вся Бундеслига использует высокий прессинг как способ атаки во время защиты: творчество без мяча. Отбирая мяч у соперника в тот момент, когда тот пытается начать собственную атаку, ты бьешь в его самое слабое место. «Ливерпуль» в такой ситуации не должен играть креативно, строго по позициям и владеть мячом для того, чтобы отодвинуть соперника от своих ворот. Соперник делает это сам. По своей воле.
Модели игры: «Ливерпуль» против «Тоттенхэма»
«Ливерпуль»
Усовершенствованные методы Англии 80-х первым использовал Клопп и его современники, такие как Роджер Шмидт. Сегодня вся Бундеслига использует высокий прессинг как способ атаки во время защиты: творчество без мяча. Отбирая мяч у соперника в тот момент, когда тот пытается начать собственную атаку, ты бьешь в его самое слабое место. «Ливерпуль» в такой ситуации не должен играть креативно, строго по позициям и владеть мячом для того, чтобы отодвинуть соперника от своих ворот. Соперник делает это сам. По своей воле.
«Никакой плеймейкер не будет так эффективен, как игра в контр прессинг», - говорит Клопп. И он уже доказывал, что это правда. Раз за разом игроки «Дортмунда» и «Ливерпуля» оказывались один на один с вратарём соперника после удачного отбора у последнего защитника противника.
Чтобы создавать такие ситуации, командам Клоппа приходится действовать хитро и обманно во время прессинга. Вот тут слова старины Сунь Цзу как раз к месту – «они выглядят слабо, когда на самом деле сильны». «Ливерпуль» никогда не прессингует первый или второй пас, парни Клоппа начинают закрывать игроков чуть позже, предлагая вратарю не мудрить и отдать мяч на своего центрального защитника, а защитнику на фулбека. И тут капкан закрывается! «Дайте ему возможность отдать пас. Но не реальную возможность. Это скорее внушение, что у игрока есть такой выбор», - объясняет Клопп свою тактику будучи гостем на футбольном шоу.
Сразу после забитого гола «Ливерпуль» садится назад и играет компактнее. «Ливерпуль» располагается вне защиты «Тоттенхема», предлагая Дайеру отдать пас на своих фулбеков или на центрального защитника. Вейналдум позволяет Дембеле убежать от себя, но делает это не случайно. Вейналдум осведомлён о том, как двигается Дембеле, и сам перемещается так, чтобы спрятаться за своим партнером Фирмино и оказаться вне поля зрения Дайера.
Дайер не видит готовности Вейналдума вступить в игру, в то время как он ждёт передачи от Дайера с целью атаковать Дембеле прежде, чем тот развернётся. Поскольку Фирмино закрывает скорее пространство, чем игрока, он моментально получает простор, когда Вейналдум атакует Дембеле. Это значит, что Вейналдум может закончить своё единоборство передачей на Фирмино, а тот уже выскочит на оголенную защиту.
«Тоттенхэм»
«Шпоры» не так хитры. Вместо этого они играют в очень силовой, агрессивный прессинг с широкой вариативностью. Главная цель здесь состоит не в отборе мяча в глубине поля, а, скорее, в использовании самой угрозы этой потери, с целью заставить противника принимать неоптимальные решения. «Тоттенхэм» действует с защитой соперника, играя один в один, отказываясь от коротких опций. Ближайший игрок «шпор» будет просто бежать на игрока с мячом, выступая в качестве таймера для игрока соперника. Противник должен принять решение, прежде чем игрок «Тоттенхэма» до него добежит. Безальтернативно игрок с мячом будет вынужден либо отдать длинный пас или, находясь под большим давлением, сделать передачу на фланг во избежание потери мяча.
Благодаря чрезвычайной физической мощи средней линии «Тоттенхэма» и выдающимся способностям защитников в чтении игры соперника, все попытки противника выйти из прессинга, подняв мяч вверх, скорее всего, будут заканчиваться в пользу «шпор». Здесь уже они смогут начинать свои собственные атаки. «Тоттенхэм» выглядит сильно на выигрыше мяча в глубине, но он относительно слаб.
Вот пример цикла прессинга-владения от Почеттино:
Начинаем позиционную атаку, если есть свободные зоны – проникаем в них. Идем на обострение – это обычно заканчивается потерей мяча. Блокируем соперника, перекрываем варианты для коротких передач, вынуждаем его играть длинными. Выигрываем мяч и возвращаемся к шагу один. Кажется, Почеттино уверен в том, что лучший плеймейкер – это, действительно, плеймейкер. Он создает условия для креативности своих игроков. Постоянное принуждение соперника к дальним передачам в направлении элитной защиты «Тоттенхэма» совсем не значит, что «шпоры» получают много от владения.
По сравнению с «Ливерпулем», прессинг «Тоттенхэма» – больше защитный инструмент. Контрпрессинг останавливает контратаки, поэтому потеря мяча для соперника не становится большой проблемой. Это означает, что парни Почеттино получают от этого свободу в креативной игре. Они могут снова и снова брать себя риски, когда владеют мячом. И когда креативщики идут на обострение, как раз и возникают опасные моменты.
Модели в сравнении
И, тем не менее, сравнение двух стилей нельзя считать неуместным. Прессинг «Ливерпуля» имеет больше шансов на неудачу и оставляет защиту раскрытой, но он, безусловно, остается оборонительным действием. Нет лучшего способа предотвратить атаку соперника, чем забрать у него мяч. «Тоттенхэм» же большую часть времени только угрожает сопернику потерей мяча. Он воплотит эту угрозу в реальность, если ты своевременно не сможешь выбраться из ловушки – большая удача, если «шпорам» предоставляется такая возможность.
Любопытно является ли ощущение, что «шпоры» прессингуют, как «Ливерпуль», помогает им в их собственном стиле прессинга.
Что еще? Здесь я немного повторюсь, потому что я использую эту ситуацию, чтобы представить несколько технических понятий. Большая часть тренеров и тактиков склонны считать, что существует четыре фазы игры: атака, оборона, переход из атаки в оборону и переход из обороны в атаку.
Первые две фазы очень легко визуализировать. «Барселона» приехала к «Вест Бромвичу» Тони Пули, и практически каждый игрок находится на одной половине поля. «Барса» перекатывает мяч, а все игроки «Вест Бромвича» находятся за его линией. «Барса» атакует, а «Вест Бром» обороняется. Переход из обороны в атаку называют чаще контратакой. А переход из атаки в оборону – антоним контратаки – та самая стадия, когда начинается прессинг. До сегодняшнего дня переход из атаки к обороне считался самой малоизученной из всех четырех фаз. Сегодня контрпрессинг в тренде, и эра команд владеющих мячом, играющих на чужой половине, будучи чувствительными в контратакам, подходит к концу.
Отношения к таким переходам и является ключом к пониманию различия между «Ливерпулем» и «Тоттенхэмом». Клопп любит такие переходы. Подобные перестроения – вместилище хаоса. А с возникновением хаоса появляется возможность воспользоваться ошибками соперника и подобраться к незащищенным воротам. Снова и снова «Ливерпуль» будет забивать, прежде чем их перестроение будет заканчиваться.
Таким образом, «Ливерпуль» выпускает на поле специалистов по перестроению. Джан, Хендерсон, Вейналдум – все высоко мобильные, работоспособные и надежные игроки. Они ни в коем случае ни олдскульные балбесы. У них отличная техника, молниеносная реакция и отлично натренированная способность читать хаос. С тремя центральными защитниками, типа от штрафной до штрафной, «Ливерпулю» не хватает креативного видения и прочности обороны в центре поля.
Почеттино, вероятно, предпочитает контролировать этот хаос. Таким образом, конечная цель прессинга у «шпор» – закончить перестроение как можно скорее, надавить, снизить вероятность контратаки и перейти в атакующую фазу снова. Большинство топ-клубов действует сейчас именно так.
Поэтому игры «Ливерпуля» с другими командами из топовой шестерки – битва расширения и окончания переходной фазы. Битва, которую «Ливерпуль» регулярно выигрывает.
Сотрудничество
По вопросам сотрудничества можете заполнить форму обратной связи или связаться с нашим представителем.